В.И. Иохельсон. Искусство и пиктографическое письмо

Материал из Yukagiryu

Перейти к: навигация, поиск

Пиктографическое письмо

Этот вид письма сохранился у юкагиров на реках Коркодон и Ясачная. Как и американские оджибуэ*, они кончиком ножа наносят фигуры и линии на внутренней стороне бересты» Рисунки выполняются также и точечным пунктиром. Для этого они пользовались в прошлом костяным шилом.

Мы обнаружили два вида пиктографических письмен — реалистическое и условное,

Реалистическая форма графического искусства используется в письмах на бересте» когда одно лицо или группа людей сообщает другим лицам о своем или своих делах или переживаниях. Разумеется, эта форма письма может быть названа реалистической лишь в той мере, в какой пишущий способен изобразить фигуры людей» животных и предметы. Когда охотник покидает свое стойбище или место сезонного обитания, он оставляет на дереве берестяное письмо» чтобы информировать сородичей, куда он направляется и что с ним произошло.

На рис. 69, а показаны р. Коркодон (1) и ее приток Рассоха (5). Реки нарисованы двумя параллельными волнистыми линиями. Линия, проходящая посредине реки, указывает маршрут пишущего. Линией поперек р. Коркодон чуть выше устья р. Рассоха отмечено место, где река перегорожена запрудой для ловли рыбы. Дальше справа изображена могила (2) с двойным крестом, показывающая, что здесь умер и похоронен человек. Еще дальше справа прорисованы три конические юрты (3). На атом месте некоторое время жила целая группа юкагиров. Отсюда две юрты перешили дальше вверх по Коркодону на двух лодках и четырех челноках (4).

Обитатели одной юрты повернули обратно и поднялись вверх по Рассохе (6). Здесь, на левом берегу реки, у них была кратко-временная стоянка» затем они двинулись дальше на двух лодках и двух челноках. Это означает, что в этой юрте проживали две семьи.


рис. 69

Pic 69a.jpg
Pic 69b.jpg
Pic 69v.jpg

Отличительной чертой лодки является наличие рулевого весла и загребных весел, в то время как у челнока имеется только одно двухлопастное весло. Это берестяное письмо, оставленное на дереве, нашли юкагиры, сопровождавшие меня в поездке, когда мы поднялись по р. Коркодон осенью 1895 г. Из письма они узнали, где были летом их сородичи и чем они занимались. Они догадались, кто умер, объяснили почему две семьи на Рассохе имели только одну юрту. Покрышка другой юрты находилась в нашей лодке; один из моих рулевых принадлежал к семье, которая жила в юрте соседа. На р. Коркодон показано три маленьких притока. Сведения в таких письмах не очень полные, так как в них не указывается точное время начала и конца рыбной ловли. На рис. 69, б справа налево изображены четыре юкагирские бревенчатые юрты квадратной формы — зимнее селение на р. Коркодон (1).

Весной жители селения ушли на охоту и установили четыре временные конические юрты (2) на некотором расстоянии от зимних жилищ. Недалеко от стойбища растет лиственница и здесь же размещены двое саней и пара лыж с палкой. Два охотника с гружеными нартами, впряженными в собачьи упряжки, покидают стойбище и направляются на охоту. На нартах сидят мальчики, которые помогают взрослым на стоянках и во время охоты. Это письмо было найдено моими спутниками на дереве, когда мы пришли на Коркодон с Ясачной весной 1896 г.

На рис. 69, в изображены сцены юкагирской охоты. Начинается рассказ снизу, где нарисованы три охотника, преследующие трех диких оленей (1). В следующем ряду видим двух охотников на лыжах с кремневыми ружьями и палками (2). Первый охотник, установив ружье на подпорку, выстрелил и попал в оленя. В правом углу верхней части охотник на четвереньках подкрадывается к дереву, на котором сидят две птицы (4). Интересно отметить, что птицы на дереве изображены в перевернутом виде. В левом углу видны три конические юрты, люди, собака и нарты (3).

Маленькие размеры юрт можно было бы объяснить как свидетельство существования поняты о перспективе, но два передника, изображенные в верхнем левом углу, опровергают такое предположение. Юкагиры наносят на свои берестяные карты только те места, которые они сами лично видели и хорошо знают. В своих рисунках они обнаруживают ясное понимание расположения рек, озер и гор относительно друг друга, а также знание четырех сторон света. Таким образом, юкагирские рисунки маршрутов и карт можно отнести к примитивным графическим картам.

Рассматривая рисунки на бересте мы можем разделить их на пиктографические письмена и карты. Те и другие имеют в конечном счете практическое предназначение. Первые являются средством коммуникации между двумя удаленными друг от друга группами, последние помогают неопытному охотнику ориентироваться в местности, главным образом в речных долинах края. В обоих случаях примитивная письменность заменяет устное общение.

На рис. 71,а представлен пример любовного письма. Каждая из фигур, похожих на закрытый зонтик, есть условное изображение человека. Внутренняя пара линий обозначает ноги, две наружные линии – руки, а точками отмечены суставы ног и части тела. Пунктирная линия, т.е. это женская фигура. Содержание письма следующее: над центральной фигурой а изображен объект, похожий на шляпу, обозначающий покинутое жилище, т.е. жилище, которое покинула фигура а, Мысли и желания двух женских персонажей устремлены к центральной фигуре а, но последняя — слишком важная персона для юкагирских девушек, сочинивших это письмо. Их мысли остановились на середине пути, не решаясь подойти к желанному объекту, долго колебались и вернулись назад. Мысль фигуры d направляется к фигуре b, а мысль е — к фигуре с. Фигуры с и е, b и d связаны лентами любви, но ленты между b и d более прочны, чем между с и e. Об этом говорят диагонали, соединяющие головы обеих пар. В первом случае мы видим две диагонали, а во втором только одну.

Pic 71.jpg

Рис 71

В своем описании юкагирских любовных писем Шаргородский говорит: «Только девушки занимались составлением таких писем. Замужние женщины и мужчины не занимались этим. Девичьи письма содержали исключительно объяснение в любви, выражение печали, когда их покидали любимые, или иные тайны их интимных чувств». Материалом для подобных писем служила береста вместо бумаги, а ручку заменял кончик ножа. Конечно, девушки могли себе позволить удовольствие сочинять любовные письма только в свободное время, которое было весьма ограничено.

В будничные дни они были заняты с раннего утра до позднего вечера, и даже по праздникам имели очень короткий отдых. В течение зимы требовалось заготовить огромное количество дров, которые девушки доставляли издалека на собачьей упряжке. Летом во время рыболовного сезона на долю девушек выпадала самая тяжелая работа.

На рис. 71, в левая фигура находится в доме, изображенном не полностью. Это значит, что дом скоро опустеет. Содержание этого рисунка следующее: «Ты уходишь отсюда, и я остаюсь одна, Из-за тебя я плачу и страдаю».


Резьба

Я не встречал у юкагиров каких-либо резных изделий, достойных упоминания. Антропоморфные деревянные амулеты выполнены очень грубо. В этом отношении юкагиры отстают от коряков. Из бересты они вырезают фигурки животных в качестве детских игрушек (рис. 72).

Pic 72.jpg

Рис* 72 (70/8191). Детские игрушки, вырезанные из бересты: й — лось-самец; б — лосиха.

Декорировка изделий

На рис.73 показана женская деревянная коробочка. Крышка ее украшена гравировкой, изображающей медведя, бегущего за оленем, а впереди бежит лосиха без рогов (рис. 73, а). На боковой стороне вырезан орнамент в виде параллельных линий, треугольников и зигзагов (рис, 73, б) ******.

На рис. 74, а изображена кроильная доска, также украшенная линиями* треугольниками и зигзагами, нанесенными гравировкой и красками.

Pic 73.jpg

Рис. 73 (70/5900). Резная деревянная коробка: « — крышка; б — 6оковая сторона.

Pic 74.jpg

Рис. 74. Кроильные доски: а (70/8302) — искусно инкрустнрованная и раскрашенная; 6 (70/8192)— декориронанная.

Pic 75.jpg

Рис 75 (70/8313)- Декорированный деревянный гребень

Исползованы три цвета: черный, красный и белый, причем последний представляет собой естесственный цвет дерева. Черную краску получали из древесного угля, смешанного с рыбьим жиром, а красную готовили таким же способом из охры. Длина доски 48 см, ширина 18 см. Обратная сторона, ничем не украшенная, использовались для кроя.

Девушкам дарили такие доски и качестве подарка их поклонники, а замужним женщинам — мужья, братья иди сыновья.
На рис, 74, б представлена кроильная доска, гравированная не столь нарядно, как предыдущая. Длина этой доски 52 см, ширина 17 см.

На рис. 75 видим гребень с цветной гравировкой, изготовленный из твердой березовой древесины. Как и на кроильных досках, здесь использованы три цвета — черный, красный и белый. На рис. 76, а показано круглое бронзовое украшение, которое пришивается на груди женского передника. Такие же бронзовые пластины в виде украшении носят тунгусские женщины. Юкагирки приобретают их у тунгусов. Своего рода кентавр и условные растительные формы исполнены в барельефе. Неизвестно, откуда пришла эта пластина, наиболее вероятно, что корни ее следует искать на юге Сибири. Особенность этой пластины — изображение на ней крылатого всадника и безголового коня. Интересно, что ноги коня даны в такой позиции, когда он не в галопе скачет, а бежит. Бронзовая пластинка, изображенная на рис. 76, б, взята с другого женского передника.

Pic 76.jpg

Рис. 76 (70/8362). Бронзовые украшения женского передника.

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
На других языках
Юкагирский язык
Навигация
Правки
Инструменты