Научные исследования

Материал из Yukagiryu

Перейти к: навигация, поиск

Первый исследователь-политический ссыльный Владимир Ильич Иохельсон посетил лесных (верхнеколымских) юкагиров-одулов в составе нескольких академических экспедиций на северо-восток Азии в конце XIX – начале XX вв.

Исследователь с любовью и состраданием писал о юкагирах. Для сравнения он пользовался наблюдениями над соседними народами – якутами, тунгусами, чукчами, коряками, и эти сравнения часто оказывались не в пользу последних.

Приведем выдержки из его книги «Юкагиры и юкагиризированные тунгусы» (Лейден, Нью-Йорк, 1926), впервые опубликованной на русском языке в 2005 г. (перевод В.Х. Иванова и З.И. Ивановой-Унаровой). Это своего рода «этническое досье» одулов.

***

В.И.Иохельсон с женой

«…Прослеживая историю юкагиров, можно увидеть, какой ущерб благосостоянию народа нанес ясак и как он ускорил процесс постепенного вымирания данного народа. Для уточнения числа людей, способных платить ясак, предпринимались периодически повторяющиеся переписи числа мужчин каждого рода. Прежде всего, учитывалось количество мужчин в возрасте от восемнадцати до пятидесяти лет, потому что именно они были плательщиками ясака. Если в период между двумя переписями часть из них умирала, а взамен им не появлялись новые мужчины, то род в целом должен был платить ясак за умерших вплоть до проведения новой переписи.

Один из родов Колымского округа – Второй Омокский – был обязан платить ясак за 14 мужчин, в действительности же у них не было ни одного платежеспособного человека, так как единственный мужчина, вошедший в список 1897 г., был старше пятидесяти лет и, согласно закону, мог не платить ясак. Этого единственного мужчину местные власти зачислили в старосты, для того чтобы он мог платить ясак за всех умерших людей и наниматься на работу на стороне. Обязанности платить ясак за тех, кто умер, ускорили процесс вымирания родов. Вместо того, чтобы добывать пищу для своей семьи, охотники были вынуждены тратить всю свою энергию на добывание пушнины для выплаты ясака.

***

Летнее селение юкагиров р.Коркодон

…На первый взгляд юкагиры создают впечатление вырождающегося народа. Супружество их чаще бесплодно. Дети появляются на свет слабыми и больными. Особенно заметно это при сравнении их детей со здоровыми румяными детьми соседей – якутов. Физическое развитие юкагирских детей заторможенное. Юноша двадцати лет по внешнему виду иногда выглядит как ребенок, а на лице молодого человека проступают черты старческой тучности. Я был поражен также женоподобным видом юношей. Маленького роста, они имеют тонкую грациозную фигуру с узкой талией. Женщины же, наоборот, имеют чаще короткую неуклюжую фигуру с полной талией.

Детская смертность очень высока, также высок процент бездетных браков. На одну женщину приходится в среднем по 2,5 ребенка. Наибольшее количество детей, родившихся от одной женщины, было 6. Значительный процент старых холостяков у юкагиров можно также считать индикатором уменьшения произведения потомства. Явление обычное, по экономическим причинам, в цивилизованном обществе, но почти не встречающееся у примитивных народов. Несмотря на симптомы вымирания народа, мы обнаруживаем у юкагиров большой процент стариков.

Средний рост мужчины составляет 1560 мм, женщин – 1470 мм. Таким образом, в среднем юкагиры являются самым низкорослым народом Северо-Восточной Сибири. Среди юкагиров нет полных людей, в то время как среди якутов таковые встречаются часто.

Ширина лица у юкагиров в среднем 145 мм у мужчин и 138 мм у женщин, что также меньше, чем у тюрко-монгольских народов. Встречаются два типа лица. Один из них представлен овальной плоской формой с прямым низким лбом, другой – угловатой, можно сказать квадратной формой лица с выступающими углами нижней челюсти – лицо, характерное для тунгусских народов. Нос обычно короткий с низкой перемычкой, но резко выступает от щек. Преобладающий цвет волос темно-коричневый. Волосы на голове прямые, растут богато и густо. Я не обнаружил ни одного случая волнистых или кудрявых волос. Ни разу не встретилась женщина с грубыми волосами, а среди мужчин 71% имели тонкие волосы.

Девушка с р. Коркодон
Юноша с р. Коркодон

Преобладающий цвет глаз у юкагиров темно-коричневый. Форма глаз у юкагиров не совсем монголоидная. Значительная их часть обладает широко открытыми глазами. Во многих случаях монголоидная складка слабо развита, а иногда она отсутствует вовсе. За редким исключением наружный угол глаз приподнят. Цвет кожи имеет четыре оттенка. Основу двух из них составляет коричневый пигмент, как у чукчей и коряков, двух других – желтый, тунгусский пигмент. Мы считаем, что желтая пигментация кожи является результатом смешения с тунгусами и преобладает над коричневой.

***

…По сравнению со своими соседями юкагиры очень опрятны. В определенной степени это является результатом их связи с русскими, образу жизни которых они стараются подражать. Они никогда не купаются и не моют голову, но любят расчесывать волосы гребнем. Хотя юкагиры постоянно борются со вшами, они считают, что последние необходимы человеку и служат показателем его здоровья. Старые люди менее опрятны, чем молодежь.

Юкагиры более разборчивы в пище, нежели коряки и якуты. Они не любят мясо и рыбу с душком, питают глубокое отвращение к отдельным видам пищи, которую не пробовали раньше. Указанные факты относятся только к юкагирам, живущим на реках Ясачной и Коркодоне, но не к тундровым юкагирам и не к тем из них, кто начал русифицироваться. Не относится это и к юкагирам, живущим с якутами, которые совершенно приспособились к различной пище других народов.

***

…Среди распространенных у юкагиров болезней первое место занимает ревматизм. Глазные болезни встречаются реже, чем у их соседей. Юкагиры плохо одеваются зимой, отчего часто простужаются. Болезненное худосочие и цинга широко распространены вследствие плохого питания и голода. Однако болезни пищеварительных органов у них встречаются реже, чем у якутов, так как они не столь прожорливы, как последние, и избегают подпорченной пищи. Юкагиры считают, что печень является органом, способствующем сну, следовательно, человек с большой печенью склонен к сонливости. Сердце командует телом, но человек с большим сердцем – ленивый и медлительный, а с маленьким сердцем – живой и активный.

Часты нервные болезни: у юкагиров Верхнеколымского региона все формы арктической истерии получили развитие в высшей степени. Во время большого голода болезнь приобретает более острые формы.

***

…По данным конца XIX – начала XX вв. трудно судить о характере юкагиров до их контакта с русскими. Несомненно, насилие и угнетение, которым они подверглись, сильно изменили их характер. После камчадалов юкагиры – самый робкий народ Сибири. Они выполняют приказы не только чиновников и казаков, но и русских торговцев. Это объясняется не только робостью и страхом перед русскими, часть которых грубо обращалась с ними, но и наследственными чертами характера, такими, как гостеприимство, доброжелательность и общительность. Все это вовсе не противоречит тому, как рассказывают их предания, что юкагиры были отважными и беспощадными на полях сражений, что они преследовали тунгусов как диких зверей. Юкагиры долго хранят обиду. Но, с другой стороны, они всегда готовы поделиться пищей с каждым, кто войдет в их дом.

Юкагиры вообще живой народ, любящий развлечения. Они очень честны и доверчивы, всегда держат свое слово. Принимая гостей, юкагиры не различают их на почетных и непочетных, как это делают якуты, и всех усаживают за стол.

Несмотря на господствующее положение русских, юкагиры во взаимоотношениях с ними сохраняют свое чувство достоинства. Они не унижаются, не попрошайничают, как якуты. Голодный юкагир не попросит у незнакомого человека пищу, пока тот не предложит ее сам. Они очень обидчивы, не выносят брани и очень боятся, что их ударят, считая это величайшим оскорблением. По отношению к незнакомому человеку они тактичны, вежливы и добры. Юкагиры обращаются к русским законам в случае семейных споров и чаще всего предпочитают придерживаться этих законов, нежели жить по своим обычаям. Юкагиры привыкли к тому, что русские пользуются их услугами бесплатно, и если дают какой-либо подарок, то с целью получить от них что-нибудь более ценное. Юкагиры избегают просить еще и по той причине, что отказ в просьбе принимают как большое неуважение.

***

Группа колымских юкагиров, кочующих на собачьих нартах

…Внимательное изучение половых отношений у юкагиров показывает, что у них так же, как у современных цивилизованных обществ, можно обнаружить этические идеалы, которые, однако, не выполняются в реальной жизни. Этими идеалами являются скромность, целомудрие, любовь и преданность. В действительности же в большинстве случаев у них преобладает половая распущенность. Время «свободной любви» молодых людей можно считать периодом испытания, предшествующим установлению более постоянных отношений между парами.

***

…Промысловик-охотник должен был быстро бегать как на лыжах, так и без них. Юкагиры славились храбростью и быстротой своего бега. Охотник рода, а также другие охотники, добывающие пищу для членов рода, всего лишь выполняют свой долг по отношению к своим сородичам, и потому они не имеют права на охотничью добычу. Преимущество охотника состоит лишь в том, что он получает целиком голову убитого животного, что его юрта стоит первой в стойбище и жена его принимает участие в распределении мяса. Принцип равного распределения добычи на всех членов рода преобладает над принципом распределения по труду, правом охотника на продукт своей охоты.

Летнее селение на р.Ясачная

Женщина, в особенности беременная, должна быть всегда активной, энергичной и проворной. Она должна выполнять свою работу быстро, иначе у ребенка будет мало энергии, и рождение его будет трудным. Ей необходимо вставать раньше всех и позже всех ложиться спать и всегда быть занятой делом, ее не должны видеть ни минуты бездельничающей. Походка беременной женщины должна быть легкой.

Такой любви к детям, как у юкагиров, я не встречал ни у одного из сибирских народов. Частично это можно объяснить тем, что юкагиры находятся на грани вымирания и имеют очень много бесплодных женщин. Огромная любовь к малышам, возможно, является проявлением последних усилий народа в его борьбе за самосохранение. Но примеры любви к детям встречаются и в мифологии народа.

Нигде я не встречал таких послушных и так хорошо себя ведущих детей, как у юкагиров. Они сразу слушаются старших. Их послушание не является следствием боязни или строгой дисциплины, а скорее выражением доверия и привязанности. Старшие со своей стороны не злоупотребляют своей властью и не взваливают на детей слишком трудные задачи. Встречаются, конечно, и капризные дети, но на их капризы обычно не обращают внимания. Их не наказывают, считая, что это капризничают их «души». Юкагиры полагают, что пока ребенок находится в чреве матери, душа какого-нибудь умершего родственника вселяется в него».

В.И. Иохельсон составил малоутешительную этноэпитафию юкагирам:
«Это племя, дни которого сочтены. Через несколько десятков лет юкагирский язык может исчезнуть,
а племя, как таковое, прекратит свое существование, отчасти вымерев, отчасти растворившись в других племенах
»
.

«Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе».
СПб., 1900 г.

На других языках