Представления о причинах болезней и способы их лечения
«Болезнь – это охотничье нападение духов на человеческую душу, как на добычу» в мифах, записанных В.И. Иохельсоном, злые духи калау/калав, говоря о людях как об объекте своей охоты, так и называют их – « дикими оленями» или « маленькими тюленями». Нападая на человека, духи болезней пользовались теми же орудиями, которыми пользовались коряки. Удары топором, молотком или ножом по голове причиняли человеку головную боль. Опухоли, чесотка,, язвы и разъеденные трахомой глаза- это результат укусов злых духов. Стрела, пущенная ими, убивала человека. Коряки , боясь нападения вредоносных духов. Никогда и никуда не ходили в одиночку. При отсутствии попутчика брали с собой собаку, имеющую светлые пятна над глазами ( «вторые глаза» ). Своими «вторыми глазами». Своими «вторыми глазами» она могла видеть духов в темноте и тем самым была «способна» защитить человека от их нападения.
Представления коряков о причинах болезни породили ложные способы их лечения. Для защиты себя от вредоносных духов они совершали различные жертвоприношения, обращались к покровительству добрых существ, просили помощи и совета у шаманов. Пользовались разнообразными амулетами.
Кочевые коряки, приносили в жертву оленей Верховному божеству, бросали немного крови вредоносным духам. « Эта кровь для тебя кала…» – говорили они. На месте жертвоприношения оленей духам оставляли также их любимое лакомство – внутреннее содержимое желудка и кишок жертвенных животных. Приносили в жертву и собак. Их оставляли на земле, направляя мордой на запад, где, как они считали обитали духи болезней.
По мнению В.И. Иохельсона. Жертвенные собаки своим воем должны были разбудить Верховное существо, которое убило бы нинвитов/кала- виновников болезней. Чтобы не вызвать гнев Верховного существа, в жертву приносили лучших собак. Если видели свою собаку во сне, то считали, что она просится к Верховному божеству, и собаку закалывали вместе с оленем тем же копьём. На спине собаки делали надрезы до рёбер. Если видели во сне собаку соседа, то ему обязательно сообщали, и он таким же способом приносил свою собаку в жертву… Иногда корякские шаманы использовали собаку при лечении больного. В неё они переселяли «душу» заболевшего человека. Собака после действий шамана умирала, а больной выздоравливал. Но, как правило при лечении главной задачей шамана было извлечение из тела больного нинвита. Для этого корякские шаманы использовали ножичек небольшого размера, с помощью которого на теле больного они будто бы делали… надрез… и затем извлекали нинвита. Причиняющий болезни нинвит выглядел разнообразно: чаще всего в виде человекоподобной фигуры из травы, мяса или дерева. Такого нинвита шаман съедал, иначе болезнь могла перейти к другому человеку. Во время камления шаману нельзя было мешать, так как он мог заболеть сам или умереть. При лечении больных, воскрешении мёртвых настоящие шаманы- лыгиан ан ылъу – обращались с просьбами к Верховному существу.
Не смотря на наличие рациональных элементов, используемых при лечении болезней, магические приёмы и способы у коряков преобладали. Вера в силу охранителей, амулетов и могущество шамана, связанная с ложными представлениями о природе многих, особенно внутренних, заболеваний, тормозила развитие народной медицины и являлась в прошлом одной из причин высокой смертности населения.