Представления о причинах болезней и способы их лечения

Материал из Koryaki
Перейти к: навигация, поиск
Предметы из связки семейных охранителей

«Болезнь – это охотничье нападение духов на человеческую душу, как на добычу» в мифах, записанных В.И. Иохельсоном, злые духи калау/калав, говоря о людях как об объекте своей охоты, так и называют их – « дикими оленями» или « маленькими тюленями». Нападая на человека, духи болезней пользовались теми же орудиями, которыми пользовались коряки. Удары топором, молотком или ножом по голове причиняли человеку головную боль. Опухоли, чесотка,, язвы и разъеденные трахомой глаза- это результат укусов злых духов. Стрела, пущенная ими, убивала человека. Коряки , боясь нападения вредоносных духов. Никогда и никуда не ходили в одиночку. При отсутствии попутчика брали с собой собаку, имеющую светлые пятна над глазами ( «вторые глаза» ). Своими «вторыми глазами». Своими «вторыми глазами» она могла видеть духов в темноте и тем самым была «способна» защитить человека от их нападения.

Ваккол - ремень от болезней
Повязки заговорённые для лечения от головной боли

Представления коряков о причинах болезни породили ложные способы их лечения. Для защиты себя от вредоносных духов они совершали различные жертвоприношения, обращались к покровительству добрых существ, просили помощи и совета у шаманов. Пользовались разнообразными амулетами.

Кочевые коряки, приносили в жертву оленей Верховному божеству, бросали немного крови вредоносным духам. « Эта кровь для тебя кала…» – говорили они. На месте жертвоприношения оленей духам оставляли также их любимое лакомство – внутреннее содержимое желудка и кишок жертвенных животных. Приносили в жертву и собак. Их оставляли на земле, направляя мордой на запад, где, как они считали обитали духи болезней.

Ваккол - ремень от болезней

По мнению В.И. Иохельсона. Жертвенные собаки своим воем должны были разбудить Верховное существо, которое убило бы нинвитов/кала- виновников болезней. Чтобы не вызвать гнев Верховного существа, в жертву приносили лучших собак. Если видели свою собаку во сне, то считали, что она просится к Верховному божеству, и собаку закалывали вместе с оленем тем же копьём. На спине собаки делали надрезы до рёбер. Если видели во сне собаку соседа, то ему обязательно сообщали, и он таким же способом приносил свою собаку в жертву… Иногда корякские шаманы использовали собаку при лечении больного. В неё они переселяли «душу» заболевшего человека. Собака после действий шамана умирала, а больной выздоравливал. Но, как правило при лечении главной задачей шамана было извлечение из тела больного нинвита. Для этого корякские шаманы использовали ножичек небольшого размера, с помощью которого на теле больного они будто бы делали… надрез… и затем извлекали нинвита. Причиняющий болезни нинвит выглядел разнообразно: чаще всего в виде человекоподобной фигуры из травы, мяса или дерева. Такого нинвита шаман съедал, иначе болезнь могла перейти к другому человеку. Во время камления шаману нельзя было мешать, так как он мог заболеть сам или умереть. При лечении больных, воскрешении мёртвых настоящие шаманы- лыгиан ан ылъу – обращались с просьбами к Верховному существу.

Предметы из связки семейных охранителей

Не смотря на наличие рациональных элементов, используемых при лечении болезней, магические приёмы и способы у коряков преобладали. Вера в силу охранителей, амулетов и могущество шамана, связанная с ложными представлениями о природе многих, особенно внутренних, заболеваний, тормозила развитие народной медицины и являлась в прошлом одной из причин высокой смертности населения.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Общее
Обряды и праздники коряков
Материалы
Инструменты