Праздники и обряды

Материал из Koryaki
Перейти к: навигация, поиск

Праздничная и семейно–бытовая обрядность коряков формировалась на протяжении длительного исторического периода, в несколько этапов, каждый из которых определялся совокупностью экономических и общественных отношений конкретной эпохи. В основе обрядов, выполняемых по случаю добычи животных, лежал древнейший миф об умирающем и воскрешающем звере. Поэтому во время промысловых праздников старались хорошо «встретить» убитое животное и с почестями проводить его «домой». Особенно яркое отражение нашёл этот миф в празднике, устраеваемом после охоты на медведя, который рассматривается в корякском фольклоре как ближайший родственник, двоюродный брат человека.. После удачной охоты на медведя корякские женщины встречали его с горящими головнями в руках. Так в древности приветствовали желанных и почётных гостей. Одна из участниц обряда надевала шкуру зверя и, танцуя, просила его не сердиться и быть добрым к людям. Медведю предлагали мясо. «Угощалась» также и деревянная фигурка медведя, сделанная специально для праздника.

Важной частью праздника являлись проводы медведя домой. Собирая его в дорогу, береговые коряки готовили толкушу и ритуальную колбасу, набивая мясом слепую кишку зверя. Оленеводы забивали домашнего оленя. Полагая, что медведь живёт так же, как человек, коряки давали ему предметы, которыми пользовались сами: медведице- инструменты для домашней работы, медведю- промысловые орудия и т.п. Медведь, считали коряки, в большинстве случаев был благосклонен к человеку, поэтому после совершения обряда его отправляли на восток, который считался «светлой, жизненной» стороной. Голова медведя защищала от злых духов, а шкура приносила счастье молодой семье.

У осёдлых и части оленных коряков совершались обрядовые действия и над первой пойманной рыбой. Только после этого её разрешалось употреблять в пищу. В цикле годовых праздников береговых коряков главными являлись праздники, связанные с добычей морских животных. Особенно почитался кит. Промысел кита и обрядовые церемонии, сопровождавшие его добычу, существовали у алюторцев, коряков северо- западного побережья Охотского моря и Пенжинской губы. У последних они были зафиксированы в начале ХХ в. В.И. Иохельсоном. Кроме праздника кита, проводились и другие, посвящённые морским животным: калильа- ангыт (нерпичий праздник), а также мимыльангыт (лахтачий праздник). Их проводили после окончания промыслового сезона, чаще всего в новолуние, чтобы и в будущем было много морского зверя. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных, в том числе и кита. Их «кормили» жиром, «поили» и укладывали на жертвенное место. Женщины и дети плясали по случаю прихода «гостей», глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину»: бросал в огонь, символизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки тальника. При этом запрещалось ходить между дверью и хозяином, совершавшим ритуал, иначе семья могла потерять промысловую удачу. В конце праздника или через день после него жители в деревянных, ровдужных или травяных масках обменивались подарками, потом маски оставляли на западной стороне селения и обкладывали их шерстью зайца, обладавшей магической защитной функцией.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Общее
Обряды и праздники коряков
Материалы
Инструменты