Похоронно-поминальные обычаи и обряды

Материал из Koryaki
Перейти к: навигация, поиск
Предметы для игр во время похорон

Человек , находящийся в предсмертном состоянии, не всегда, как считали коряки, мог умереть. Даже при наличии у больного явных признаков смерти находящиеся рядом знающие люди, ощупывая голову умирающего и ощущая, что она ещё тёплая, говорили: он (она) ещё продолжает жить. Был бы рядом опытный человек, шаман или знахарь, то можно было бы его оживить. Как только человек переставал дышать, он считался мёртвым. Интересны в этом плане представления о душе, собранные С.Н, Стебницким у коряков- алюторцев. Алюторцы, писал он, « представляют в виде маленькой птички, которая находится в области гортани или в верхней части груди» то есть с «вылетом наружу» душа прощалась с телом, в котором она находилась, и человек умирал. Чтобы душа умершего не проникла в другие жилища, коряки выполняли предохранительные действия. У береговых коряков один из родственников умершего подходил к входу каждого жилища, сообщал жителям селения о смерти и кричал: « Петля выставлена». После его ухода обитатели дома помещали около верхнего конца лестницы траву или щепку, которые обозначали петлю. Чтобы дух умершего не принёс вреда маленьким детям, матери или бабушки брали их на руки. Голову умершего кто-либо из родственников держал на своих коленях до тех пор, пока всё население посёлка было оповещено о смерти этого человека.

Кухлянка мужская погребальная. Вид спереди и сзади
Кухлянка женская погребальная. Вид спереди и сзади

Таким же образом поступали и кочевые коряки. Но им приходилось держать голову умершего значительно дольше, так как для сообщения о смерти родственника им необходимо было объехать соседние стойбища, находящиеся порой на значительном расстоянии. С мершим обращались как с живым человеком. Когда хозяева и гости садились принимать пищу, умершему в изголовье ставили миску с продуктами и чашку с горячим чаем, который по мере остывания меняли. Покойник считался участником всех игр, в которые играли присутствующие. В повести Кецая Кеккетыка «Последняя битва» упоминается игра уххалтына, в которую играли именно в то время, когда в доме находился покойник. Для этой игры брали один круглый деревянный или костяной цилиндр, круглый в диаметре , полый внутри, с языковидным выступом и тремя отверстиями на одной стороне. Ловили его на заострённую палочку с поперечной перекладиной. Число очков определялось попаданием палочки в определённое сквозное отверстие на диске. Распространена была также и умылка /умнычнан – игра в палочки. Всего для игры использовалось 29 палочек разной формы и разного назначения. Среди них: аима –главный начальник, с четырёхгранным концом и зубчатыми рёбрами; альплюна- в виде лопаточки; калюна– своеобразный молоточек. Остальные палочки- с разным количеством зазубрин, определяющим количеством очков. Во время игры сначало вверх подбрасывали всю кучу палочек и ловили тыльной стороной кисти руки. Пойманное количество палочек снова подбрасывали и ловили аима – главного начальника. В игре побеждал тот, кто ловил большее число палочек. Проигравшему «скребли» руку палочкой с зазубринами, либо били по руке молоточком калюна, или, смочив слюной лопаточку альплюна, билиею проигравшего по щеке. В доме умершего играли также в карты, причём обязательно новыми и не на деньги. В игре «принимал участие » и покойник: его карты раскладывали на одеяло или покрывало, которым, он был накрыт. Открывал и играл его картами один из участников игры.

Помимо игр в доме, вне жилища молодёжь играла в кожаный мяч с оленьим ворсом внутри и с изображениями солярных знаков на внешней поверхности. В то время как мужчины и молодёжь « развлекали» покойного, женщины шили похоронную одежду, если таковая не была приготовлена раньше. Но, как правило, коряки «чтобы удлинить жизнь», готовили её на протяжении многих лет. Правда, похоронная, или так называемая смертная, одежда всё-таки была в незаконченном виде, так как её владельцы верили, что имеющий готовую одежду умрёт раньше.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Общее
Обряды и праздники коряков
Материалы
Инструменты