Обычаи и обряды связанные с рождением ребенка

Материал из Koryaki
Перейти к: навигация, поиск

Новорожденный всегда был желанным в корякской семье. По представлениям коряков, уйычыт ( « душу») во чрево матери посылало Верховное существо. В период беременности женщине не полагалось проявлять большой любви к собакам и другим животным, так как верили, что родится волосатый ребёнок. Во время сна она должна была лежать, слегка поджав ноги, иначе ребёнок будет «вытянутым». Чтобы ребёнок не родился сопливым, беременной женщине запрещалось разделывать голову оленя. Запрещалось во время еды доставать костный мозг из нераздробленных костей позвоночного ствола оленя- «родится развратным ребёнок». Когда будущая мать уходила в тундру собирать ягоды и коренья, то за ней обязательно шла одна из жительниц стойбища или селения и «топтала её следы. В противном случае на неё мог напасть медведь или другой какой-нибудь зверь. Животным, особенно медведю, коряки приписывали особое чутьё по отношению к беременной женщине. Поэтому муж, уходя в тундру выпасать оленей, выполнял специальное обрядовое действие, которое символизировало роды.. Для этого он брал небольшой камень и бросал его за ворот неподпоясанной кухлянки. Если не делал этого, то с его будущим ребёнком, как считали коряки, обязательно что-то случится.

Для того чтобы роды прошли легко, женщина вставала раньше всех, до рассвета, и обходила вокруг яранги яранги по ходу солнца. С этой же целью при употреблении в пищу продуктов, хранящихся в мешке, она должна была вытащить их из мешка и только тогда отрезать нужный кусок. Роды происходили в закрытом пологе яранги, полуземлянки или дома. При этом роженице помогали старые женщины. Для облегчения родов женщине давали пить « наговоренную » шаманом воду и развязывали завязки на одежде и обуви. Рожали сидя на корточках или стоя на коленях, опираясь на подвешенную жердь или на кроильную доску элнын. Которую держали в руках. Чтобы не привлекать злых духов к себе и ребёнку, женщина не должна была кричать во время родов. Новорожденного обтирали влажным мхом мэгов и заворачивали в заячью шкурку. Пуповину ребёнка, перевязанную сухожильной ниткой с волосом матери, отрезали ножом кымэнычьвыв в ывала ( дословно- «родильный каменный нож»). На другой день после родов отец ребёнка приносил в жертву собаку, разбрызгивал кровь жертвенного животного во все стороны и , глядя на небо, благодарил Верховное существо за хороший исход родов. С этой же целью кочевые коряки забивали одного или двух оленей, нередко важенку, подчёркивая своё уважение Верховному существу. Новорожденному ( независимо от того , кто родился) оленеводы клеймили одного или нескольких оленей, преимущественно важенок. Приплод от них считался собственностью ребёнка. В зимнее время отец ребёнка у кочевых коряков устраивал во время праздника гонки на оленьих упряжках с хорошими призами победителям.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Общее
Обряды и праздники коряков
Материалы
Инструменты