Духовная культура

Материал из Koryaki
Перейти к: навигация, поиск
Игра в ворона

Миф. Ворон, центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки, прежде всего у палеоазиатов чукотско-камчатской группы (чукчи, коряки, ительмены) в Азии, у северо-западных индейцев(главным образом тлинкиты, но также хайда, цимшиан, квакиютль), северных атапасков и отчасти эскимосов. По-видимому, в результате взаимствования в Америке. В этих мифологиях Ворон выступает как демиург- первопредок, культурный герой, могучий шаман, трикстер ( ительменский Кутх, корякский Куйкинняку, чукотский Куркыль, тлинкитский Йель. Его деятельность в мифах отнесена ко времени мифического первотворения(мифическое время), что, в частности, делает возможным сочетание функций «серьёзного» культурного героя и плута-трикстера в одном персонаже. Прежде всего как первопредок и могучий шаман Ворон выступает в фольклоре ительменов и коряков. Он патриарх «вороньего» семейства, от которых произошли люди; у него большая семья, и он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве их браков; а сами брачные приключения его детей суть символическое выражение возникновения и правил организации и функционирования социума (установление дуальной экзогамии через отказ от кровосмешивания, установление «брачных связей» с существами, персонифицирующими природные силы, от которых зависит хозяйственное благополучие социума). Вокруг Ворона и его семьи объединён почти весь повествовательный фольклор коряков и ительменов.

Большой Ворон считался первым человеком, предком коряков и их защитником. К нему обращались как кмогущественному шаману и существу, наделённому сверхъестественной силой. Его непременно упоминали в заклинаниях. При лечении больной персонифицировал одного из детей Большого Ворона, назывался его именем. Предполагалось, что Большой Ворон присутствует на всех шаманистических церемониях. Его жени, Митти, также связана с верховными божествами. Существует несколько версий о её происхождении. Дети Большого Ворона играют важную роль в мифах: они постоянно борются с кэле.

У В. Иохельсона имеется свидетельство, что оленные коряки во время праздников молодого оленя приносили жертву Большому Ворону в виде отростков оленьих рогов. Он играл роль в космогонии коряков: например, в одном из мифов рассказывается о том, что Большой Ворон проглотил солнце, а дочь Большого Ворона, убив его освобождает солнце.

Олицетворением зла в природе являются кэле, оленные коряки зовут их «нингвит». Кэле невидимы, при желании могут принять любой образ. Увидеть их может шаман. Они антропоморфны, подобно людям живут с семьями, женами и детьми. Кэле постоянно преследуют людей, иногда воруют их и уносят , могут убить и наслать болезнь. Часто они предстают как людоеды. В одном из мифов говорится, что мёртвые предки посылают кэле на землю, чтобы наказать своих потомков за нарушение покоя старых людей. В этом явно просматривается культ предков.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Общее
Обряды и праздники коряков
Материалы
Инструменты