Территория расселения эвенков

Материал из evr
Версия от 18:10, 4 апреля 2013; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Расселение эвенков по территориям северо-востока в ходе их этнической истории и хозяйстве иной деятельности привело к уникальному явлению. Приобщен их численности, которая в настоящее время составляет примерно 40 тысяч человек, они разрозненно, небольшими кочевьями расселились на огромном пространстве от Енисея до Тихого океана и от Забайкалья до Ледовитого океана.

Следствием этого было формирование ряда локальных групп тунгусоязычного населения, хозяйство и быт, материальная и духовная культура, социальная организация которых включали в себя некоторые элементы соседних народностей. Наряду с хозяйственными и культурными особенностями в каждой из этих групп сложились также диалектные различия, появились характерные этнонимы, родовой состав.

Таким образом, оформились региональные варианты культур локальных групп эвенков, которые отличались друг от друга по некоторым частным, заимствованным в ходе этнических процессов элементам и объединялись одной единой основой — культурным компонентом. В то же время, определенное влияние тунгусоязычные народности оказали и на контактировавшие с ними другие этнические аборигенные и пришлые общности.

За своеобразный образ жизни, связанный с кочеванием эвенков называют непревзойденными следопытами, вечными странниками. Многовековое занятие оленеводством и охотой выработало у эвенков генетическую способность ориентировки на местности без компаса, способность выживать в лютые морозы без "спецодежды". Собирательный образ тунгусского охотника-следопыта создан в повести "Дерсу Узала" В.К. Арсеньевым, известен также образ Уликиткана, которому писатель Г.А. Федосеев установил памятник в поселке Бомнак Амурской области.

Протяженность кочевок оленеводов достигала сотен километров в год. При этом они обязательно в какое-то время возвращались в родные места. "Жизнь на свежем воздухе, постоянная перемена мест и охота в ней, наложило особую печать на характер, конституцию и духовный склад эвенков. Кочевание в сочетании с охотничьим промыслом превратило их в следопытов на оленях, в поэтов..." - отмечает известный этнограф В.А. Туголуков.

Зимой эвенки пасут оленей в местах, где много ягельников, но мало снега, весной в защищенных от ветра долинах, где рано появляется зелень. Летом местами выпаса оленей становятся вершины гор и открытые пространства, где меньше гнуса. Постоянное кочевание выработало систему ориентиров на местности, наблюдательность, способность переносить трудности, физическую закалку и выносливость. Недаром эвенки неизменно были проводниками в исследовании Сибири. Они внесли большой вклад в историю изучения Сибири. Первые русские казаки, отправившиеся по Указу царя в рискованное путешествие осваивать новые территории Сибири, в путевых записях оставили много благодарных строк о тунгусах. Тунгусы, в отличие от индейцев американских прерий, не был настроены враждебно к новым поселенцам. Они бескорыстно помогали казакам, отправлялись вместе с ними в качестве проводников в дальние путешествия.

Благодаря тунгусам за короткий срок была составлена карта Сибири. Свидетельством этого являются многочисленные топонимы и гидронимы тунгусского происхождения на современной карте Сибири и Дальнего Востока. Многие реки, горы и даже города Сибири имеют тунгусское прохождение: Енисей, Лена, Колыма, Алдан, Джугды, Бурея, Зея, Тыида, Нерюнгри и другие. Этнограф А.Ф. Миддендорф писал об эвенках: "Они обладают известной выправкой, нисполнены приличия, ловки, предприимчивы до отваги, откровенны, самолюбивы, охотники наряжаться, вместе с тем закалены физически". Однажды Г.М. Ваеилеаич попросила у проводников-эвенков нарисовать схему речной системы, но которой они плыли. Проводник нарисовал подробную схему 37 притоков реки, а тринадцатилетний мальчик знал подробную схему семи притоков этой реки. У своих проводников В.К. Арсеньев постоянно наблюдал поистине феноменальную способность ориентировки на местности. Нетрудно представить насколько было бы сложным и опасным для жизни путешествие по Уссурийской тайге, если бы экспедицию В.К. Арсеньева не сопровождал нанаец Дерсу Узала. В наше время эвенкийские охотники и оленеводы помогают геологам в изучении недр Якутии, богатой алмазами, золотом, оловом, газом и другими полезными ископаемыми. Известно, что для сопровождения геологов, занятых поиском алмазной "Трубки мира", были привлечены эвенки Каплины из Ербогочена.

Этнофаф В.А.Туголуков большую территорию расселения эвенков разделил на шесть регионов: 1) Прибайкалье; 2) Срелнее и Нижнее Приангарье; 3) Бассейн Нижней Тунгуски; 4) Бассейн Подкамениой Тунгуски; 5) Северо-Запад Восточной Сибири; 6) Обь-Енисейское междуречье.

Прибайкальские эвенки. Эвенки этого региона занимали территории верхней части бассейнов Ангары и Лены. Основным населением левобережья Ангары в XVII веке преимущественно были буряты. Эвенки составляли меньшую часть населении и занимались охотой, рыболовством и скотоводством. Оленей эвенки здесь не разводили. Правобережье Ангары прелетавляет горную тайгу, поэтому бурятов здесь было в меньшинстве. Эвенки здесь занимались охотой и разводили оленей. Длительные контакты эвенков с бурятами, в основном но обменной торговле, привели к ассимилиции этих народов. Эвенки в этом районе контактировали также с монголами и тувинцами.

Приангарские эвенки. Территорией приангарских эвенков был бассейн среднего течения Ангары.Приангарские эвенки общались с кетами и кето-язычными народами (асаны, копы, арины), монголами и бурятами. От них позаимствовали некоторые культурные элементы. Например, использование войлочных покрышек для жилья, некоторые обычаи и обряды. Начиная с XVII века приангарские эвенки активно вступали в контакты с русскими, стали вести оседлый и полуоседлый образ жизни.

Эвенки Подкошенной Тунгуски. Освоение эвенками региона Подкаменной Тунгуски произошло после прихода русских и начале XVII века.

Эвенки Нижней Тунгуски. Культура тунгусоязычных групп с Нижней Тунгуски была смешанной с самодийской. Первоначальные обитатели этого региона баягиры, нюрумняли, кондогиры, момгиры (шилягиры) к концу XVII века переместились на север.

Эвенки Северо-Запада заселяли область тайги, лесотундры и тундры между низовьями Лены на востоке и низовьями Енисея — на запад. До прихода сюда тунгусов ее обитателями были предки энцев и нганасанов. Эвенки сюда проникали за дикими оленями. В первой половине XVII века были созданы зимовья возле устья реки Кюндяя, на левом берегу устья Вилюя и Жиганское зимовье на месте поселка Жиганск. С конца XVII века по конец XVIII века произошла значительная миграция эвенков из родов Баягир, Калтагир, Нюрмаган, Сологон и других в Южную Якутию и северные районы Верхнего Приамурья. Проникновение якутов в регион Северо-Запада началось в XVI—XVII веках. В результате длительных контактов и усвоения материальной культуры эвенков с якутами постепенно образовалось этнически смешанное население с якутским языком. Часть этого народа образовали самостоятельный этнос долганы, другая часть стали называться северными якутами.

Тунгусы к западу от Енисея. Стали заселять территорию Обь-Енисейского региона задолго до XVII века. Современная культура народов этого региона характеризуется тесными контактами с Хаитами, селькупами, ненцами.

А.Н.Мыреева, В.П.Марфусалова, Ж.В.Захарова

Пространства имён

Варианты
Действия
На других языках
Общее
Уклад жизни
Образование
Род, семья, дети
История эвенков в лицах
Род Чамба
Охота
Оленеводство
Духовная культура
Синильга
Литература
Сказки
Инструменты
Личные инструменты




library