Олень друг человека

Материал из evr
Перейти к: навигация, поиск

Одомашнивание северных оленей - одно из важнейших культурных завоеваний народов Севера. Время, когда начался это период, до сих пор окончательно не установлено. Из-за отсутствия письменности и достаточного количества археологического материала и нет достоверных сведений о далеком прошлом северных народов.

В.Г.Богораз-Тан (1933 г.) и ГЛ.Сосновекий (1940 г.) считали, что олень ~ один из первых прирученных животных после собаки. Наиболее вероятным местом одомашнинаиия оленей, видимо, были Прибайкалье и Алтай, откуда оленеводство распространи" лось на север и северо-запад. Археологические раскопки и бассейне реки Енисей, наскальные рисунки и «оленьи» камни Забайкалья и Северной Монголии, а также наскальные рисунки Карелии свидетельствуют, что до нашей эры оленеводство было широко распространено в Центральной Азии и на севере Европы. Эти материалы показывают, что уже в далекое время человек научился разносторонне использовать оленя: получал от него мясо, шкуру и содержал как транспортное животное. Первые устные упоминания об оленеводстве в Европе встречаются в карельском эпосе и в скандинавских сагах.

Известно, что в послеледниковую эпоху северный олень был основным объектом охоты первобытного человека на обширных территориях Евразии. В это время сложилась своеобразная кочевая форма первобытного хозяйства, связанная с тем, что северные олени совершали сезонные миграции с севера на юг и обратно. Об этом свидетельствуют данные исследований пещерных стоянок во Франции, в области, прилегающей к Пиренеям, где были найдены останки северных оленей: взрослых самцов без рогов, самок и молодых оленей с рогами. Взрослые самцы сбрасывают рога осенью после гона, самки и молодые — весной. В связи с этим нетрудно установить, что люди, жившие на этих стоянках, охотились на оленя только в зимний период.

Находки, сделанные в торфяниках Финляндии, показывают, что 7000 лет назад народы, населявшие эти территории, умели запрягать оленей в саки. Если уже в этот период человек использовал оленя в качестве упряжного животного, то надо полагать, что приручение его следует отнести к значительно более раннему времени. Большой интерес представляют материалы, собранные при раскопках палеолитической стоянки «Афоиитова гора» около Красноярска, там были найдены пластины, вырезанные из бивня мамонта или коротких отрезков рогов оленей, с 1~3 крупными отверстиями. Эти вещи имеют известное сходство с принадлежностями упряжи северного оленя.

Северный олень - стадное животное, поэтому есть основания полагать, что его одомашнивание шло пугем не индивидуального, а группового, стадного приручения. Вместе с мшрирующими оленями кочевали и племена первобытных охотников, для которых олень был основным источником существования.

Первобытный человек, полуохотник-полуживотновод, скорее всего не задавался целью закрепить стадный инстинкт, однако к этому могли привести те приемы, которые он применил в своем примитивном хозяйстве: «окучивание» оленей и уничтожение особей с ослабленным инстинктом стадности. Люди были заинтересованы, чтобы олени не уходили на. чужую территорию, и препятствовали их движению в нежелательных направлениях. Это уже было началом контроля за движением стада и управления им. Однако понадобился опыт многих поколений людей, пока человек действительно научился управлять стадом. По-видимому, быстрыми темпами одомашнивание оленя происходило в период распада родового строя, когда стада перешли из собственности племени или рода в собственность отдельных семей. Это привело к измельчанию стад и более тесному контакту человека с оленями. Возникновение и развитие оленеводства охватывает огромный исторический период, в течение которого оно стало достоянием большинства коренных народов Севера Евразии- от Кольского полуострова до Чукотки, Камчатки, Сахалина и низовьев Амура.

Таким образом, современный домашний северный олень - не только продукт природы, но и результат воздействия сотен поколений людей, каждое из которых внесло свою долю труда, ума и изобразительности в его формирование. Одомашнивание северного оленя, превращение его из объекта охоты в объект организованного животноводства было одной из форм хозяйственного освоения тундровых, лесотундровых и таежных ландшафтов.

В настоящее время многие исследователи придерживаются мнения о наличии нескольких центров развития оленеводства: тунгусского, саамо-ненецкого и чукотско-корякского.

Основателями и носителями культуры транспортного гарно-таежного оленеводства были, как полагают, эвенки (тунгусы). Это олене водетво зародилось в гор но -таежной части Прибайкалья, откуда распространилось по всем горно-таежным районам Сибири. Создателями тундрового и лесотундрового оленеводства на западе считают саамов и ненцев, а на востоке — чукчей и коряков. По утверждению ряда исследователей, оленеводство ненцев возникло в районе Алтая-Саянского нагорья, откуда в дальнейшей распространилось на север и на запад. Некоторые ученые считают что оленеводство у саамов на европейском Севере возникло самостоятельно и имеет свою многовековую историю и культуру Оленеводство у чукчей зародилось, очевидно, позднее, чем у саамов и ненцев, о чем свидетельствует меньшая степень прирученности чукотских оленей.

Многие исследователи считают домашних северных оленей полудикими животными, находящимися на ранних стадиях приручения. В подтверждение такой точки зрения обычно приводятся такие аргументы как круглогодичное пастбищное, а в некоторых районах полувольное содержание оленей, слабая прирученность большинства животных, их внешнее сходство с дикими оленями. Однако сходство телосложения домашних оленей с дикими можно объяснить и тем, что как те, так и другие на протяжении тысячелетий обитают практически в одинаковых условиях.

Универсальная продуктивность домашних оленей, унаследованная от диких предков, отвечала главным требованиям, предъявляемым человеком к животным, В суровых условиях Крайнего Севера, где заготовка и хранение кормов связаны с огромными затратами труда, круглогодичное пастбищное содержание животных наиболее целесообразно с хозяйственной точки зрения. Поэтому человек не только не стремился изменить оленя, а напротив, старался сохранить и разнить в нем его природные адаптивные особенности, прежде всего, его способность круглый год самостоятельно добывать себе корм на пастбище, а также другие хозяйственно полезные навыки.

Телосложение домашних оленей отвечает их производственному назначению. Это сравнительно коротконогие и компактные животные с хорошо развитым костяком и мускулатурой. Дикие олени - более стройные животные с удлиненными конечностями. Подошвы у домашнего оленя более широкие и округлые, чем у дикого, поэтому пастухи и охотники всегда отличают их следы. По следам легко определить присутствие дикого оленя в стаде домашних или. наоборот.

Из физиологических особенностей домашних оленей наиболее существенной является своеобразный характер их питания. Домашние олени значительно полнее используют пастбищный корм. Дикие же обычно быстро передвигаются по территории, поедая только наиболее усвояемые виды и части растений. Даже зимой в их рубце часто преобладает подснежная зелень. Домашние олени без ущерба для своего здоровья и продуктивности способны использовать весьма бедные пастбища с ограниченным видовым составом растений, благодаря чему продуктивность оленьих пастбищ значительно вырастает. В рубце домашнего оленя в поздние -осенний, зимний и весенний периоды преобладают обычно лишайниковые корма.

Значительные различия между домашними и дикими оленями можно наблюдать также и в сроках гона, Почти по всей территории Крайнего Севера гон. (спаривание) и отел домашних оленей происходит на 2-3 недели раньше, чем у диких сородичей. Это обеспечивает рождение телят в более ранние сроки, их лучший рост и развитие по сравнению с дикими оленями.

Одним из важнейших качеств, приобретенных северными оленями в результате приручения, является стадность. Только благодаря стадности стало возможным эффективное управление оленями. Животных с недостаточно развитым стадным инстинктом, как правило, бракуют. Дикие олени собираются в большие стада только в определенные периоды года — в тундре летом во время, жары, а также весной и осенью во время миграции.

Не менее важным свойством домашних оленей является отсутствие у них выраженного инстинкта миграции. В процессе индивидуального развития домашние олени привыкают к определенным местам и путям кочевий, выбранным человеком. Поэтому стада домашних оленей могут летом двигаться на юг, а зимой - на север, кочевать с запада на восток, или с востока на запад, или же круглый год выпасаться на обособленной территории, меняя десятки раз направления кочевий. В процессе одомашнивания северные олени стали менее пугливыми и настороженными, они быстро привыкают к шуму, к новому запаху, если эти новые явления сопровождаются присутствием человека. Домашние олени обладают способностью к выработке большого количества условных рефлексов, связанных с взаимоотношениями: олень — человек и олень — собака. Эта способность обусловливает их быструю приручаемость, способность к дрессировке, а также некоторую флегматичность.

Все разнообразные особенности домашних северных оленей, приобретенные в процессе одомашнивания, взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга, поэтому проследить процесс одомашнивания очень сложно. Однако нет никаких сомнений в том, что домашние северные олени прошли многовековой путь одомашнивания и стали настоящими сельскохозяйственными животными, в зависимости от уровня и направления продуктивности.

Домашний северный олень — результат труда сотен поколений людей, и без человека он существовать не может. Доказательством сказанного могут служить, так называемые потери оленей. Эти потери по всем оленеводческим районам Севера весьма значительны. Однако потерянные олени не обогащают промысловую фауну, и гам, где они встречаются с дикими оленями, значительного влияния ил их популяцию не оказывают. Стадо диких оленей довольно быстро освобождается от домашних, которые, как правило, погибают по разным причинам.

Пространства имён

Варианты
Действия
На других языках
Общее
Уклад жизни
Образование
Род, семья, дети
История эвенков в лицах
Род Чамба
Охота
Оленеводство
Духовная культура
Синильга
Литература
Сказки
Инструменты
Личные инструменты




library