Язык и фольклор

Материал из Chukcha

Перейти к: навигация, поиск


Мифы о сотворении мира

  • Эвенские мифы о происхождении Земли и человека, безусловно, связаны с эвенским фольклором и христианством. В них присутствуют образы творца, шамана неба, сверхъестественных людей. Наиболее ранний из таких мифов удалось записать Я. Линденау у пеших тунгусов в окрестностях Охотска: «Сначала кругом была вода. Из одной части воды Бог (Хэвки) создал птиц, животных и людей. Первые люди - мужчина и женщина - были созданы на юге из особой глины. Они получили жизнь тотчас при своем создании, и, для того чтобы они любили друг друга, Хэвки обменял им ребра.

Другие говорят, что сначала все было водой, и над ней парил Хэвки и сделал из воды сначала песок, а потом землю, а из земли создал мужчину. От этого мужчина взял с левой стороны одно из первых ребер и создал женщину». Как видим, здесь немало параллелей с известными библейскими сюжетами.

Один из видов эвенских мифов - космогонические мифы отражают стройную концепцию мироздания, в основе которой лежит мировое дерево - туру, соединяющее три мира - верхний (Өгин буга), средний (Буга) и нижний (hэргин буга). Сообщаются миры между собой через «отверстия». Одним из них считается Полярная звезда. В некоторых мифах эту функцию выполняют Утренняя звезда, заходящая к закату. По «отверстию» Утренней звезды люди попадают в верхний мир; по «отверстию» Вечерней - нижний. Согласно другим версиям, люди могут попасть в нижний мир также через речное и озерное дно и через пещеру.

В связи с поздними влияниями представления эвенов о космической модели мира подверглись значительной трансформации. Если в ранних мифах модель мира имела вертикальную ориентацию и связь между мирами осуществлялась посредством мирового дерева, то в более поздних вариантах положение мира в пространстве стало определяться как горизонтальное, а функции мирового дерева стала выполнять воображаемая река, соединявшая верхний, средний и нижний миры. В еще более поздних вариантах связующим звеном между мирами стали шаманские реки, берущие свое начало на западе и текущие на север. Свойством самостоятельно «перемещаться» по космическим мирам обладало Слово, оно выступало как бы медиатором, осуществляя связь между людьми и верховными божествами.

С принятием православия в середине XVIII в. распространились христианская обрядность, православный календарь в виде деревянных досок - «святцев», дни на которых отмечали отверстиями. Каждые два месяца отделяли горизонтальными линиями, они изображали один из шести сезонов года. Православные праздники отмечали крестиками. Деление года на месяцы определяли но частям тела начиная с правой руки: начало года — сентябрь (ойчири уйма — «подымающаяся тыльная поверхность кисти руки»), октябрь (ойчири былэн — «подымающееся запястье»), ноябрь (ойчири ечэн — «подымающийся локоть»), декабрь (ойчири мир — «подымающееся плечо»). Затем счет месяцев переходил на левую руку и шел по ней в нисходящем порядке: февраль (эври мир — «спускающееся плечо») и т.д. Январь (тугэни хэе) и июль (дюгани хэе} называли соответственно «макушка зимы» и «макушка лета».

Фольклор включает сказки, бытовые рассказы, исторические легенды и предания, богатырский эпос, песни, загадки, заклинания-благопожелания.

Сказки разделяются на волшебные, бытовые и сказки о жи¬вотных, типичными образами которых были умный, хит рый соболь, добродушный, доверчивый медведь, простоватый, глупый волк, трусли¬вый заяц, хитрая лиса. Сюжет волшебных сказок строится вокруг борьбы со злыми духами. Бытовые сатирические сказки, в которых изображается реальный быт, направлены против ленивых, глупых и жадных, в них говорится о столкновениях между богатыми и бедными, даются благоразумные советы.

Исторические предания - это рассказы о вражде между эвенскими родами, о войнах с коряками, юкагирами и др. В эпосе, а он богат, преобладают сюжеты, связанные с таинственным рождением богатыря, его испытаниями, сватовством, борьбой с врагами. Песни пели любовные, лирические, бытовые, колыбельные, основанные на импровизации. Искусные певцы исполняли хвалебные и бранные песни со специальными несенными словами, не употребляемыми в разговорной речи.

Круговые песни-пляски (хэдьэ) сопровождаются песней запевалы, которому вторит хор.

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
На других языках
ОБЩЕЕ
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Правки
Инструменты