Верования, обряды и обычаи

Материал из Chukcha

Перейти к: навигация, поиск

Космологические представления эвенов

    Модель мира в религиозно-мифологических представлениях эвенов была в целом традиционна для тунгусо-маньчжурских народов Сибири. Модель Вселенной (Нээлбээн) делилась на три сферы - мира: Средний мир — мир живущих людей, животных, птиц и растений, он представлялся однослойным; Нижний мир — мир умерших; Верхний мир — мир богов. Верхний и Нижний миры представлялись многоярусными.

    Средний мир, по представлениям эвенов, был населен различными духами: духом земли — тєєр муЇонни, духом воды — мєє муЇонни, духом огня — тов муЇонни, также бесчисленным количеством духов леса, местности, горы, перевала, реки, озера, скалы, предметов и вещей.

В соответствии с их функциональной деятельностью мифологический пантеон эвенов делится на духов-покровителей и духов-помощников Верховных божеств. Помимо духов-покровителей существуют духи, несущие вредоносную силу — пантеон таких духов пополняется также за счет микробов, которые трансформируются во вредоносные существа и вызывают тяжкие болезни, особенно у женщин.

В Нижнем мире (Буни) обитали злые духи — аринкил и ибдьирил, причиняющие людям зло и посылающие разные болезни. Верхний мир — обиталище Верховных божеств, страна небожителей: богов солнца, луны, молнии и грома. Верховное божество Сэвэки представлялся в образе старца, дарящего жизнь всем людям, животным, растениям и являющегося главным держателем нитей человеческих жизней (судеб) /1; 17/. В сложной и весьма запутанной иерархии небожителей означенное божество считалось главным, высшим и именовалось, во-первых, “Верховным”, и, во-вторых, “духом неба, хозяином Верхнего мира”.

Надземное эвенское захоронение конца XIX века в местности Дайик. Кобяйский улус

    Пространственная картина мира имела горизонтально-вертикальную характеристику, ограниченную узкими рамками. В мифологическом сознании эвенов особое место занимает также Луна (Илан), возникшая от кремня и имеющая сущность женского начала, и Солнце (Нєлтин), возникшее от огнива и имеющее мужское начало. Луне и Солнцу посвящался обряд почитания, сопровождающийся ритуальным танцем. Надо полагать, их функциональная роль адекватна ритуально-мифологической роли богов, покровительствующих обитателям Среднего мира.

    Во многих космогонических мифах эвенов мужское и женское начала выступают как две равные противоположности, от слияния которых возникают небо, земля и люди. Небо (Нянин) и Земля (Тєєр), согласно логике эвенской мифологии, — это две сущности мироздания, порождающие и поддерживающие жизнь на земле. Небо выступает олицетворением мужского начала — Отец, Земля — женского начала — Мать. Наличие в мифологии женского и мужского начал связано, на наш взгляд, с социальной организацией эвенского общества в его архаических формах.

Obtyuchai1-big.jpg

    Космогонические мифы отражают стройную концепцию мироздания, в основе которой лежит Мировое дерево, соединяющее все три мира: Верхний (небо), Средний (земля) и Нижний (подземный мир). Сообщаются миры между собой через “отверстия”, одной из которых является Полярная звезда.

    По представлениям эвенов, Мировое дерево пронизывает все три мира сознаваемой Вселенной снизу вверх и связывает тем самым все миры воедино. Данный мифологический сюжет является мировым и встречается у многих народов. Однако здесь следует отметить, что со временем представления эвенов о космической модели мира претерпели значительную трансформацию. Так, если в ранних мифах модель мира имела вертикальную ориентацию и связь между мирами осуществлялась посредством Мирового дерева, то в более поздних вариантах положение мира в пространстве стало определяться как горизонтальное, а функции Мирового дерева стала выполнять воображаемая мифическая родовая река, соединявшая Верхний, Средний и Нижний миры. В еще более поздних вариантах функции связующего звена стали выполнять шаманские реки, берущие начало на западе и текущие на север.

    По традиционным воззрениям эвенов, вершина мифической родовой реки, отождествляемая с Верхним миром Вселенной, мыслилась местом обитания родовых душ “оми”. Дерево мыслилось родовым, особым для каждого рода, а спускавшиеся с него души вселялись в женщин только своего рода.

Священное дерево. Себян-Кюель. Кобяйский улус

Родовое дерево душ отождествлялось с образом женского духа, во владении которого находилось это мифическое дерево, рождающее начало рода. Когда наступает время родиться новому сородичу, душа - “оми” покидала “вместилище душ” и с Верхнего мира Вселенной падала в чум, в очаг, где живет мифическая хозяйка огня - очага, почитаемая за хранительницу душ сородичей. И от этой мифической хозяйки очага “оми” переходила в чрево женщины, давая начало новому поколению сородичей.

    Понятие “душа” является одним из наиболее сложных понятий в эвенской религиозно-философской картине мира. В традиционном мировоззрении эвенов душа как основная, жизненная сила человека, совокупность его психической и физической сущности состоит из трех элементов: оми — (мать - душа), ханян — (воздух - душа), бэен — (земля - душа).

    Как показывают материалы наших полевых исследований, телесная душа “бэен” после смерти человека уходит в мир мертвых — Буни по реке мертвых Эндекит, а воздушная душа — ханян, т.е. его тень - отражение, растворяется в воздухе. Мать - душа “оми” уходит на вершину мифической родовой реки — тэгэн окаат дэрээндулэн, в родовое вместилище душ — омирук, которое находится на вершине шаманского космического Мирового дерева.

к.и.н. Алексеева С.А.


Священный олень-кудьай

Even3.jpg

    Олени, главное богатство эвенов, назывались солнечными (нолтэн оролни), а оленята – детьми солнца. В эвенских традициях олень – священное животное; ниспосланные богами олени сопровождают человека не только в бренном мире, но и на небесах, куда он попадает только верхом на олене. Издревле эвены почитали оленя – кудьая – покровителя не только человека, но и семьи, рода. По представлениям эвенов кудьай – это покровитель человека от различных болезней и злых сил.

    Кудьая специально выбирают из множества оленей опытные оленеводы. Это старики или отцы семейства, а раньше в старину кудьая выбирали шаманы. Не каждый олень мог стать кудьаем, а именно олень с божественной отметиной, белой или пестрой масти, имеющий Тигок – комок волос, иногда встречающийся под кожей на шее. Из него эвены делали волосяную веревку для дэлбургэ.


    Комок хранился в особой вьючной суме – считалось, что он приносит счастье хозяину Кудьая и его семье, благополучие оленям, удачу на охоте. И такой олень отпущен на землю небесным божеством кудьаем или божеством Солнцем, даже, возможно Верховным небесным божеством – hовки. В старину олени, имеющие Тигок, являлись наиболее подходящими для посвящения небесному богу. На таких оленях – кудьаях, т.е. крылатых оленях-стерхах эвены во время встречи солнца вылетали к небожителям один раз в год, в дни летнего солнцестояния. Крылатые олени-птицы – это, возможно, посвященные небесному божеству олени-кудьаи, которых имели все члены семьи, рода. В старину эвенские шаманы тоже имели своего оленя-покровителя кудьая.

    Кроме оленей-кудьаев, у эвенов были священные олени – сэвэк, посвящаемые только верховному богу. У них было другое назначение: при кочевках на сэвэк навьючивали семейные обрядовые предметы – идолов различных духов, как защитники – «охранители» и кормильцы семьи и рода эвенов.

к.и.н. Алексеев А.А.

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
На других языках
ОБЩЕЕ
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Правки
Инструменты